14 октября 2017 года

Круглый стол на тему 

«От преодоления изолированности к решению вопросов инклюзивного образования»

проводится с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов

«Дело в том, что общество к полному инклюзивному образованию пока, к сожалению, не готово, но государство должно поддерживать начинания таких людей, как вы, и само должно продвигать идеи инклюзивного образования», – сказал В.В. Путин 14.04.2016 года в ходе прямой линии с гражданами страны.

Инклюзивное образование — один из важных способов включения ребенка с особенностями развития в жизнь общества.

Аннотация

Об инклюзивном образовании у нас в стране всерьёз заговорили в конце первого десятилетия нынешнего века.

В 2009 году был создан Институт проблем инклюзивного образования при Московском городском психолого-педагогическом университете.

В 2010-м концепция инклюзивного образования нашла отражение в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» Дмитрия Медведева

В 2012-м – в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Владимиром Путиным, и, наконец, в новом законе «Об образовании».

Главная проблема введения инклюзивного образования – не в “стереотипах и предрассудках”, не в “низкой культуре педагогов” и не в “неготовности” учителей “принять” детей-инвалидов.

Внедрение инклюзии начали с обеспечения “физической” доступности образовательных учреждений – установки пандусов, поручней…

Пандусы, лифты, подъёмники – это всё прекрасно, да только инвалиды-колясочники – лишь малая часть детей с ограниченными возможностями здоровья. Инвалид-колясочник – это как раз самый легкий случай в плане включения в образовательный процесс в “обычной” школе.

Совсем другое дело — дети с выраженными психическими отклонениями, неспособные усваивать типовую образовательную программу. На данный момент в Пензенской области 8 коррекционных учреждений. И небольшая сеть общеобразовательных организаций, в структуре которых находятся классы, в которых обучаются дети с ОВЗ. На наш взгляд переход к инклюзивному образованию процесс, состоящий из нескольких этапов. Первым этапом является инклюзия социальная (формирование толерантного отношения детей из общеобразовательных школ к детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья).

Необходима инклюзия не образовательная, затрудняющая получение качественного образования и коррекции, а инклюзия социальная: включение инвалидов в социальные процессы и отношения, путем установления тесных связей между коррекционными и общеобразовательными школами.

В этом процессе социальными партнерами, активными участниками являются родители, педагоги, общество, власть.

В тоже время с 01 сентября 2016 года вступает в силу федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ОВЗ.

Цели и задачи:

Привлечение внимания власти и общества к проблемам интеграции детей с ОВЗ в жизнь общества, развития психолого-педагогической компетентности педагогов, реализующих инклюзивное образование, родителей, адаптации, социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями

Мультимедийное сопровождение:

Проектор, экран для презентации, видеоролики, сопроводительные презентации участников Круглого стола.

Форма проведения:

круглый стол

Модератор: директор Центра комплексного сопровождения инклюзивного образования Пензенского государственного университета Оксана Сергеевна Симакова

Модератор:  Добрый день, уважаемые участники «Круглого стола»! Сегодня мы пригласили вас, чтобы обсудить проблему инклюзивного образования. Здесь собрались люди, наиболее заинтересованные в решении этой проблемы. На сегодняшний день в школе № 30 полноценно обучаются более 200 детей с ОВЗ, и более 100 ребят совмещают занятия на дому с уроками в классе.

Начать  наше заседание я предлагаю с небольшого видеоролика.

(Демонстрация видеоролика «Инклюзивное воспитание»)

Приветственное слово Уполномоченного по правам человека в Пензенской области Е.Н. Роговой

Одной из важных проблем образования в обществе является его доступность для ряда социальных групп, имеющих невыгодные стартовые условия. Среди них особое место занимают дети-инвалиды.

Получению качественного образования детьми-инвалидами препятствуют множественные структурные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством.

Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системе какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Это соотношение составляет 15 % от общего числа детей в школах и, таким образом, выбывшие дети становятся обособленными и исключаются из общей системы. Нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а система исключает детей. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни. Инклюзивное или включенное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

Те учителя, которые уже имеют опыт работы на принципах инклюзивного образования, разработали следующие способы включения:

1) принимать учеников с инвалидностью «как любых других детей в классе»;

2) включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные задачи;

3) вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач;

4) использовать и другие стратегии коллективного участия — игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т.д.

(Долов А.А. «Об опыте инклюзивного образования в МБОУ СОШ № 30»)

Инклюзивные образовательные сообщества во многом изменяют роль учителя, который вовлекается в разнообразные интеракции с учениками, больше узнавая о каждом из них, а также активнее вступают в контакты с общественностью вне школы.

Готовы ли дошкольные организации к инклюзивному образованию? Я предлагаю ответить на этот вопрос заведующей детским садом, в котором обучаются дети с ОВЗ.

Готовы ли школы к инклюзивному образованию? Этот вопрос мы зададим директору многопрофильной гимназии.

(Выступление директора ЦТО г. Пензы)

Мнения родителей и учителей сошлись в том, какие последствия они ожидают от интеграции детей-инвалидов в массовую школу: более двух третей опрошенных  полагают, что это позволит учащимся стать более толерантными, на­учиться взаимопомощи, хотя не исключены и конфликты между детьми. Как относятся к возможности инклюзивного образования, родители, чьи дети обучались в коррекционных классах? Этот вопрос мы зададим маме обучающегося в МБОУ СОШ № 30.

(Выступление матери учащейся-ивалида)

В соответствии с Законодательством дети с ограниченными возможностями здоровья могут получать образование в общих классах и группах системы общего образования, по индивидуальной программе на дому, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

Интеграция «проблемных» детей в общеобразовательные учреждения — это закономерный этап развития системы специального образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия. Такой подход к образованию неординарных детей вызван к жизни причинами различного характера. Совокупно их можно обозначить как социальный заказ достигших определенного уровня экономического, культурного, правового развития общества и государства.

Этап этот связан с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием обществом своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности в разных областях жизни, включая образование.

Внедрение инклюзивного образования в России испытывает определенные проблемы:

Число детей, официально получающих пособия по инвалидности, в стране резко возросло (1,3 от общего числа детей).

Специальное образование, охватывающее учащихся с особыми потребностями — инвалидов, испытывает серьезные потрясения ввиду сокращения финансирования и структурных преобразований.

Внедрение инклюзивного образования сталкивается не только с трудностями организации так называемой «безбарьерной среды» (пандусов, одноэтажного дизайна школы, введения в штаты сурдопереводчиков, переоборудования мест общего пользования и т.п.), но и с препятствиями социального свойства, заключающимися в распространенных стереотипах и предрассудках, в том числе, в готовности или отказе учителей, школьников и их родителей принять рассматриваемую форму образования.

Чтобы Россия стала цивилизованной страной с цивилизованным образованием, нужно не только принять закон о специальном образовании, или об образовании лиц с ограниченными возможностями, но и иметь благоприятное общественное мнение по данному вопросу, а также создать условия для реализации прав инвалидов.

Опыт показывает, что создание доступных школ и совместное обучение («включенное», или «инклюзивное» образование) способствует социальной адаптации инвалидов, их самостоятельности и независимости, а самое главное — изменяет общественное мнение к инвалидам, формирует отношение к ним как к полноценным людям, помогает «обычным» детям становиться более толерантными и научиться уважать другие личности.

По моему мнению, проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья государству следует уделять больше внимания, т.к. эти дети должны иметь равные права со здоровыми детьми, ведь среди них так же есть способные дети в учебе, талантливые, одаренные, но не способные «влиться» в общественную жизнь самостоятельно.

Итак, подведем итоги нашего «Круглого стола».

 Живой диалог и обмен мнениями участников Круглого стола.

ФОТООТЧЕТ

Решение по итогам заседания круглого стола