20 октября 2017 года

 

20 октября 2017 года

Тема круглого стола: «Формирование толерантного отношения к детям-инвалидам как социально-педагогическая проблема»

Модератор: Симакова Оксана Сергеевна, кандидат педагогических наук, сертифицированный специалист в области инклюзивного образования, директор Центра комплексного сопровождения инклюзивного образования Пензенского государственного университета

Участники: представители исполнительных органов власти, муниципального управления образования, педагоги, родители, лица с ОВЗ и инвалиды

Аннотация

В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Именно толерантность должна стать сегодня тем сильнейшим регулятором жизни людей, который направляет государственное устройство, социальные структуры и индивидуальные стратегии поведения и существования по пути гуманизации и социально-культурного равновесия.

В «Декларации принципов толерантности», принятой ООН в 1995 г. подчеркивается, что одним из наиболее эффективных путей достижения согласия является воспитание толерантной личности. В статье 1.1 толерантность определяется как «уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность это гармония в многообразии….». В статье 1.2 признано, что «толерантность это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность это, прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства».

Понятие «толерантность» можно представить как терпимость, веротерпимость (лат.). Современный вариант понятия «Толерантность» можно трактовать также в соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.). Толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям [4]. Рассматривая приведённые понятия, необходимо отметить огромную разносторонность, многосложность, разноуровненность и многогранность современного представления о толерантности.

Рассматривая феномен «толерантность» необходимо остановиться на понятии «эмпатия» (от греч εμπάθεια— сопереживание) — постижение эмоционального состояния другого человека сопереживанием. Эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней, что подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нем, «как дома». Данный способ общения включает постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого — к страху, или гневу, или растроганности, или стеснению, и другим эмоциям.

Отмечая немалую значимость и роль рассматриваемых понятий в процессе формирования и развития концепции современного образования до 2020 г. и возникла необходимость в проведении исследования толерантных отношений школьников к инвалидам. Для изучения толерантности используются большое число методик: «Уровень эмпатических тенденций» (И.М. Юсупов), «Уровень толерантности» (Доровской А.И. Дидактические основы развития одарённости учащихся), «Тест эмпатических тенденций Мехрабиана»,экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова) и другие.

Рассматривая вопросы толерантности при формировании гражданского общества и модернизации образования через расширение инклюзии, важно отметить определённые противоречия, возникающие в образовательном пространстве. Потребность и готовность учащихся включиться в инклюзивный процесс, а также принимать других участников деятельности, в том числе имеющих ограниченные возможности здоровья формирует огромный потенциал в развитии общества в целом.

Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда к элементарному образованию. Так же отмечается проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей данной категории. Проблемы усугубляет тот факт, что педагоги иногда сами интолерантно относятся к таким детям. В связи с этим, одной из центральных задач в развитии толерантности по отношению к детям с особыми потребностями является формирование педагогической толерантности, т. е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения. Также необходимо воспитывать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Толерантность это не только милосердие, терпимость, главное, это уважение прав человека. Это признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность.

В России в настоящее время проживает 1,6 миллионов детей-инвалидов. Во Владимирской области их более 6000. Дети-инвалиды, взрослые инвалиды являются наиболее социально незащищенной группой населения, которая наиболее часто подвергается жестокости со стороны окружающих их людей.

Информация о жизни детей с инвалидностью чаще всего неизвестна для большинства граждан. К детям с ограниченными возможностями отношение особенное, и чаще всего негативное. Хотя каждый ребенок очень талантлив. Мониторинг рассматриваемой ситуации показал, что школьники, учащиеся колледжей, студенты не знакомы с «Декларацией принципов толерантности», плохо осведомлены с положениями «Конвенции о правах ребенка».

Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России. Переход к нему предопределен уже тем, что наша страна ратифицировала Конвенции ООН в области прав детей, прав инвалидов. Однако, чтобы такой переход совершился, нужны не только соответствующие правовые акты, но и необходимые условия, благоприятное общественное мнение, подготовка среды для совместного обучения, формирование толерантности у школьников. Воспитание в духе толерантности должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработке суждений, основанных на моральных ценностях.

Радаева Д.П. ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. V междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5. URL: sibac.info/archive/humanities/5.pdf (дата обращения: 20.10.2017)

Цели и задачи:

Привлечение внимания власти и общества к проблемам интеграции детей с ОВЗ в жизнь общества, развития психолого-педагогической компетентности педагогов, реализующих инклюзивное образование, родителей, адаптации, социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями

Мультимедийное сопровождение:

Проектор, экран для презентации, видеоролики, сопроводительные презентации участников Круглого стола.

ФОТООТЧЕТ

Решение по итогам заседания круглого стола